Статьи 1.чСвятослав Задерий 1.чБиографияА.СоколковС.Задерий 2.ч
Статьи написанные Сашей • Статьи об АлександреПисьма 2.чПисьма 1.ч
           
Статьи, написанные Сашей:

 
"Ритмы молодости в борьбе за мир." газета "Коммунист" г. Череповец 2 июня 1984

— Под таким девизом 2 июня состоялся второй традиционный фестиваль политической песни и современной молодежной музыки, организованный комитетом комсомола всесоюзного объединения "Череповецметаллургхимстрой».
Оказывается, иной раз на нестгуганой, наспех сколоченной скамье сидится удобнее, чем в мягком кресле концертного зала. Сотни людей собрались в минувшую субботу на лесной поляне базы отдыха "Строитель" в Городище, чтобы вместе с молодыми музыкантами отдать свои голоса в защиту мира.
«Да — музыке! Нет — взрывам бомб!» — эти лаконичные слова лозунга, украсившего импровизированную. сцену, стали своеобразным камертоном, определившим идейно-содержательную направленность фестиваля. Как отметили члены жюри, песни гражданского и политического звучания явились центром программы каждого коллектива. Невозможно сегодня остаться в стороне от проблемы защиты мира, эта тема
настойчиво вторгается в жизнь каждого из нас. Большинство коллективов представили на конкурс политической песни композиции собственного сочинения, в которых попытались выразить личное отношение к тем, кто грозит планете ядерной войной.
"Хелло, мистер Рейган, как ваши дела?" — так начинается песня О. Февралева «Интервью с Рейганом», которую исполнила группа "Джентри-джаз» под управлением А. Смирнова. Ироничная песня-фельетон включила в себя фрагменты воображаемого интервью с президентом, в котором остроумно разоблачается кровожадная суть политики сегодняшней администрации США. Эта оригинальная идея принесла музыкантам «Джентри-джаза» приз за лучшее исполнение политической песни
Интересную программу показала группа "Стайер" городского Дома культуры (руководитель С. Мудров). Как всегда, эмоционально выступил вокалист О. Хакман, получивший за испполнение песен «Мир, ты словно птица» и «Мой вопрос " памятную медаль «Лучшем вокалисту».
Одним из основных претендентов на главный приз фестиваля явилась вологодская группа: "Вернисаж". Пьеса В. Колесова «Накануне» позволила автору раскрыть свою виртуозную технику владения лидер-гитарой. В. Колесов вместе с клавишником группы Ю. Лазаровичем получили медали "Лучшему инструменталисту".
Второй приз за исполнение политической песни вручен музыкантам группы «Свет» Дворца культуры строителей, представившим песню «Я хочу, чтобы был мир». Они же получили награду за концертную программу. В сравнении с недавним отчетным концертом, выступление «Света» на сей раз было более живым, непосредственным.
А победителем фестиваля, как и в прошлом году, стала группа «Корд». Отмечены вокальные данные А. Соловьева. Н. Титов признан лучшим бас-гитаристом.
Итак, фестиваль окончен. Каковы его итоги? Конечно, при желании можно найти повод для упрека в адрес организаторов, можно дотошно пересчитать все «огрехи» музыкантов-любителей. Но прежде нужно учесть, что еще слишком мало опыта проведения подобных мероприятий, слишком редко комсомольские организации привлекают музыкантов к участию в политических акциях. И напрасно — фестиваль в Городище доказал это.
А. Башлачев.

"Молодежь, гитары, клуб..." газета "Коммунист" г. Череповец 31 марта 1984

«Ни один из жанров современного искусства не популярен у молодежи так, как музыка. Что стоит за фактом увлечения «гитарной музыкой»? Пусть даже слабой, незрелой, наивной, но — музыкой? Почему не «оседлать» эту волну, не использовать ее громадную энергию в общественно полезных щелях? Воевать с популярными у молодежи вокально-инструментальными ансамблями — дело пустое и в конечном счете вредное. Следует счесть доказанным, что это движение рождено стремлением молодежи к творчеству, к самостоятельному мышлению, к выработке собственного отношения к жизни и искусству. Значит, нужно поддержать это движение, помочь ему, скорректировать его...»
Согласитесь, звучит так, словно написано сегодня. А между тем эта цитата, принадлежащая перу одного из ведущих музыкальных критиков Аркадия Петрова, взята из статьи «Молодежь, гитара, клуб...», опубликованной в одном из номеров журнала «Клуб и художественная самодеятельность» в 1976 году. Эта статья появилась после того, как журналист побывал в Череповце, познакомился с вокально-инструментальными ансамблями нашего города, попытался выяснить проблемы молодых музыкантов, вместе с ними найти их решение.
Наверное, сегодня уже немногие помнят тех, с кем беседовал восемь лет назад журналист — Евгения Дубовицкого, Валерия Жгулева, Олега Тюлякова. Сегодняшние шестнадцатилетние, пришедшие на танцплощадку, скорее всего не слышали о популярных в те годы группах «Новое время», «Белые грифы». Что ж, как заметил поэт, пришли иные времена — взошли иные имена. Но, полезно иной раз стряхнуть архивную пыль с пожелтевших типографских листков. И грустно становится, потому что выясняется — если модные шлягеры за эти годы менялись со скоростью проточной воды, и этой воды с тех пор утекло немало, то принципиальных изменений в жизни молодежных коллективов произошло значительно меньше.
Какие трудности были у тех, кто держал в руках гитары восемь лет назад, что мешало им в полной мере выразить свои идея, мысли и чувства средствами новой (впрочем, какая же она новая!?) музыки, что сдерживало их творческий и профессиональный рост? Да то же самое, что и сейчас — отсутствие полноценной аппаратуры, подходящих помещений (во Дворцах культуры металлургов и строителей танцевальные вечера точно так же проходили в неприспособленных фойе). Но не это главное — музыканты-энтузиасты готовы сами день-деньской сколачивать ящики, паять провода, клепать свои видавшие виды усилители, чтобы вечером все-таки выйти к своей юной аудитории, согласной тесниться в любом помещении. Важнее другое — доброжелательное, с пониманием, отношение к музыке и музыкантам со стороны тех, кто может помочь ребятам в поиске более интересных форм существования музыкальных коллективов, в решении творческих и организационных проблем.
Те группы, о которых шла речь в статье Арк. Петрова, давно распались. Распались и те, что пришли им на смену. Не потому, что музыканты «переболели» своим увлечением, как детской болезнью, не потому, что им «надоело». Мы знаем, что некоторые способные ребята, не выдержав перегрузок постоянной организационной лихорадки, покинули свои группы и, уехав из города, работают сегодня в составе профессиональных коллективов на гастрольных маршрутах.
Видимо, пора понять, что все потенциально творческие группы, начиная как ансамбли, обслуживающие танцевальные вечера, неизбежно «упираются в стенку». Они продолжают функционировать, пишет Арк. Петров, но им становится неинтересно жить. Творчески они постепенно сходят на нуль, потому что танцзал — не концертная аудитория. Стремление же отойти от набившего оскомину общеизвестного репертуара, выражать свои идеи своими песнями, встречается настороженно.
У многих еще на памяти первые «всплески» городских смотров-конкурсов «Красная роза», в ходе которых музыканты получали возможность познакомиться с работой и опытом коллег, поделиться мыслями, поиграть со сцены для слушателей, а не для танцующих пар. Не будет преувеличением сказать, что не избалованные вниманием череповецкие «команды», будь то рок-группа или духовой оркестр, всегда ждали этого дня, как настоящего праздника. Увы, в последнее время эти «всплески» оставляют слишком слабые круги на воде... На конкурсы в другие города наши музыканты не выезжают — никто толком не знает, куда посылать заявку, а приглашений нет. Как и прежде, составы живут разобщенно, сами по себе. Что же, все коллективы (а их в городе сейчас немало — многообещающий «Стайер» в ДК.: «Свет» в ДКС, «Серпантин», «Корд», «Джентри-джаз», не говоря уже о нескольких десятках начинающих, продолжают вариться в соку собственных проблем и сомнений?
А может быть, название статьи следует прочесть так: «Молодежь плюс гитары — это клуб»? Восемь лет назад на страницах журнала «Клуб и художественная самодеятельность» было предложено «разобщенное сделать единым, разрозненное собрать в кулак». Арк. Петров писал:
«Какова должна быть программа-максимум клуба вокально-инструментальных ансамблей? Эстетическое воспитание молодежи. Не слишком ли громко звучит? Нет. Формировать музыкальный вкус молодежи, научить отличать шлягерные поделки от подлинных ценностей возможно и с помощью эстрадного клуба. В дальнейшем можно и нужно будет создать и другие клубы — любителей народного пения или камерной музыки. Но начинать лучше с посильной вещи — с эстрадного клуба (в котором, видимо, найдется местечко и для любителей джаза).
Реально ли существование такою клуба? Да, если, конечно, идею поддержат городские организации — отдел культуры и, в первую очередь, горком комсомола, если будет преодолела извечная «ведомственность». Во всяком случае, музыканты — «за»...»
Аргументами в пользу клуба станут четыре основных аспекта его деятельности. Первый — это, так сказать, административно-хозяйственный. У тебя есть пластинка, у меня — другая. А у нас с тобой вместе уже дискотека, которая тоже не помешает клубу. Объединим фонд дисков и записей, сделаем доступными для всех членов клуба книги, журналы, статьи.
Второй аспект — чисто творческий, в нем смысл жизни клуба. Музыканты могли бы показывать друг другу свои новые работы, обсуждать их. При случае можно посоветоваться и с приезжими музыкантами, пригласив их на творческую встречу.
Третий аспект назовем организационно — концертным. Клуб не может быть только местом узкоспециальных дискуссий, ему нужен выход на публику. Клуб может организовывать концерты, чего так не хватает нашим любителям, зажатым тесными рамками танцевальных вечеров во Дворцах культуры, в залах различных трестов и управлений, наконец, в ресторанах. Кстати, подготовку к «Красной розе» тоже мог бы взять на себя клуб, причем сделать это более охотно и грамотно, чем сейчас. Можно проводить фестивали на открытых площадках баз отдыха, как это было в прошлом году в Городище, где все музыканты показали программы, не связанные с танцплощадкой, открыли слушателям свое лицо.
И четвертый аспект — учеба. Поработать с новичками, подтянуть их, помочь советом, аппаратурой — это тоже важная задача будущего клуба.
Опыт создания подобного клуба существует. Развернем номер «Комсомольской правды» от 11 марта 1984 года прочтем в статье Артема Троицкого «Ансамбль играет и надеется» о работе ленинградского рок-клуба.
«Скепсис ансамблей — к сожалению, небезосновательный — относительно своего творческого будущего порождает у них мрачноватый взгляд на жизнь. Но покажите музыкантами перспективу, дайте им понять, что они нужны не только самим себе — и настроение коренным образом изменится
Рок-клуб, созданный при Доме самодеятельного творчества, объединяет практически все любительские ансамбли города. Его мероприятия — это и бесплатные выступления на заводах и в колхозах, и антивоенные программы со сбором средств в Фонд мира. Надо видеть радостные лица бывших завсегдатаев жэковских подвалов» в ошеломлении читающих свои имена на больших, отпечатанных в типографии, афишах»,
0 необходимости создания такого клуба в Череповце написал в редакцию рабочий металлургического комбината Олег Андрухов. Олегу — 31 год, член партии, человек зрелый. Он и его брат Игорь создав недавно рок-группу «Механик», сделали запись своих песен. Это интересные, жесткие композиции отчетливого социально-политического содержания. Олег спрашивает:
— Разве никому не нужна песня, выражающая отношение молодежи к жизни, к проблемам войны и мира, к вопросу ответственности личности перед обществом и эпохой?
Коллективы, работающие в этом направлении, нужны. Но кто возьмет над ними шефство? Кто поможет? Ответ напрашивается сам — конечно, комсомол. Кто, если не комсомол, должен поддержать новую форму творчества молодых, таящую в себе столько возможностей, неожиданных открытий? Не нужно бояться рок-музыки, она способна поднимать самые серьезные темы, выражая их предельно искренним, эмоциональным и доступным языком...
Но если мы обратимся за поддержкой в горком комсомола, что нас ждет — готовность понять и помочь или же скептицизм, равнодушие, нежелание заниматься этим непривычным делом?
Восемь лет назад, беседуя с журналистом Арк. Петровым, первый секретарь Череповецкого горкома комсомола В. Золотов оптимистично заявил:
— Мы стремимся поддерживать наши вокально-инструментальные ансамбли. Пусть их будет как можно больше. Создание музыкального клуба — идея хорошая. Можно попробовать?
Но как ни толкают с тех пор все новые энтузиасты свой воз, нагруженный гитарами и кипой нотной бумаги, он за эти годы с места не сдвинулся. Возникнет ли клуб? Вопрос задать легче, чем ответить. Но дать ответ — дело более благодарное.
А. Башлачев.

Hosted by uCoz